На следующей неделе правительственная комиссия по законопроектной работе рассмотрит проект, корректирующий систему субсидирования тарифов на Дальнем Востоке. Несмотря на противодействие "дальневосточного" вице-премьера Юрия Трутнева, с 2021 года ряд потребителей планируется исключить из числа получателей надбавок. Объём дотаций со стороны ОРЭМ, в этом году составляющий 37,6 млрд рублей, должен серьёзно сократиться: Минэнерго просчитало возможную экономию, но пока отказывается называть эту цифру.
Минэнерго внесло в правительство текст федерального закона о корректировке механизма субсидирования тарифов на Дальнем Востоке. На следующей неделе (20-24 июля) проект будет рассмотрен на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сообщил "Перетоку" директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов.
По его словам, законопроект, подготовленный в рамках договорённостей между вице-премьерами Юрием Борисовым и Юрием Трутневым, предусматривает исключение из перечня получателей льгот потребителей, относящихся к бюджетной системе, организаций ТЭК и ЖКХ, а также предприятий, занимающихся добычей драгметаллов и драгоценных камней. В список льготников планируется включить потребителей на низком уровне напряжения; малый и средний бизнес, подключённый на среднем напряжении; организации, работающие в рамках ТОР и свободного порта Владивосток, а также потребителей на сетях среднего и высокого напряжения, реализующих инвестпроекты с ростом спроса на энергию не менее чем на 10% от уровня 2020 года. До 2028 года указанные категории потребителей смогут рассчитывать на субсидирование тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня (в 2020 году - 5 рублей за 1 кВт/ч).
О том, что правительство определило принципиальные условия, на которых механизм субсидирования тарифов в ДФО будет продлён до 2028 года, и направило их на согласование президенту Владимиру Путину, г-н Трутнев заявил в конце апреля. С тех пор новостей по этому поводу не поступало. Первоначально корректировки планировалось внести ещё в 2019 году, но из-за разногласий в кабмине своевременно подготовить поправки не удалось: чиновники от Дальнего Востока старались сохранить механизм в неизменном виде. Это не устраивало Минэнерго, которое изначально выступало против дополнительной нагрузки на покупателей ОРЭМ, а также самих потребителей первой и второй ценовых зон, которые с 2017 года ежегодно доплачивают за дальневосточных "коллег" десятки миллиардов рублей.
Уже в 2018 году вице-премьер Юрий Трутнев поднял вопрос о продлении действия надбавки ещё на 10 лет - Минэнерго нехотя согласилось на это при условии повышения адресности помощи, что подразумевает сокращение нагрузки на ОРЭМ. Но в прошлом году Юрию Трутневу удалось одержать локальную аппаратную победу: проект Минэнерго застрял в правительстве, текущая схема субсидирования в декабре была продлена на 2020 год в неизменном виде. При этом решение о пролонгации механизма было оформлено в качестве одной из поправок ко второму чтению законопроекта о поддержке микрогенерации в России.
Субсидии, нацеленные на стимулирование экономического развития Дальнего Востока, направляются в бюджеты регионов ДФО и далее распределяются между гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями. В 2017 году покупатели энергии в ценовых зонах доплатили за потребителей Дальнего Востока 24 млрд рублей. В 2018 году платёж вырос до 35 млрд рублей, а в 2019 году составил 32 млрд рублей. В 2020 год платёж утверждён в размере 37,6 млрд рублей. Повышение адресности и ограничение числа льготников могли сэкономить потребителям более 2/3 расходов. Оптимистический сценарий, по данным потребителей, предусматривал снижение объёма дальневосточной надбавки до 10 млрд рублей в год, что фактически соответствовало сумме бюджетных субсидий, которые ранее были замещены деньгами потребителей ОРЭМ. Впрочем, в эти расчёты закладывалось максимально жёсткое ограничение круга льготников: от выравнивания тарифа отсекались не только бюджетные организации, но и все потребители на низком напряжении и т.д. Для получения нагрузки в 10 млрд рублей в год в списке должны были остаться только те, кто реализует инвестпроекты, одобренные на региональном уровне и гарантирующие рост потребления энергии.
Сейчас Минэнерго подсчитало суммарный объём сокращения надбавки после повышения адресности в рамках подготовленного законопроекта, сообщил г-н Максимов, но считает преждевременным обнародование этой цифры.
Ранее "Совет рынка" предлагал перенаправлять средства, собираемые с покупателей ОРЭМ в виде "дальневосточной надбавки", на модернизацию наиболее дорогой дизельгенерации в удалённых районах Дальнего Востока. Механизм предполагал строительство замещающих мощностей, в том числе с использованием ВИЭ-технологий. Суть идеи в том, чтобы инвесторы предлагали более низкий, чем сейчас, долгосрочный тариф для генерации в выбранном районе. Разница между фактической отпускной (среднероссийской) ценой и утверждённым тарифом могла бы компенсироваться из средств "дальневосточной надбавки". Предложение действительно обсуждается в рамках разработки программы развития генерации в труднодоступных и удалённых территориях, сообщил Андрей Максимов. Но вопрос пока упирается в законодательные ограничения: в федеральном законе чётко прописана норма о том, что средства, собираемые с ОРЭМ в рамках этого механизма, должны направляться на поддержку потребителей. Без изменения законодательства перенаправить эти деньги в пользу генераторов, занимающихся замещением неэффективных мощностей, невозможно, пояснил г-н Максимов.
Источник:
peretok.ru