Профессиональные справочные системы для специалистов
19.06.2019
Минэнерго и ФАС назвали свои варианты решения проблемы перекрестного субсидирования в электросетях

     Минэнерго и ФАС назвали свои варианты решения проблемы перекрестного субсидирования в электросетях. Они сформулированы в ответ на идею "Россетей" переложить 38 млрд руб. нагрузки на крупных потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК), повысив тариф для них в четыре раза за три года. Минэнерго вместо этого предлагает увеличивать тариф более консервативно - на 50% в течение семи лет, что позволит снизить объем перекрестного субсидирования в электросетях на 22 млрд руб. ФАС высказала принципиальное несогласие с дифференциацией тарифа ФСК, посчитав, что мера спровоцирует массовый уход потребителей на собственную генерацию, и посоветовав "Россетям" повышать эффективность.
     
     Минэнерго и ФАС сформулировали позиции, как следует изменить единый тариф ФСК (входит в "Россети", управляет магистральными сетями). Поручение проработать вопрос дал вице-премьер Дмитрий Козак после того, как глава "Россетей" Павел Ливинский предложил поднять тариф для прямых потребителей ФСК в четыре раза за три года. Речь идет о том, чтобы крупные потребители, которые запитаны от магистральных сетей (плата за передачу - 0,362 руб. за 1 кВт·ч), сняли часть нагрузки с потребителей распределительных сетей (1,914 руб. за 1 кВт·ч). Эта нагрузка возникает из-за того, что население платит за передачу электроэнергии значительно меньше, чем бизнес.
     
      "Россети" предложили в течение трех лет перераспределить на крупных потребителей перекрестное субсидирование в размере 38 млрд руб. из 196 млрд руб., учтенных в тарифах за 2019 год. Индексация тарифов для таких потребителей, по оценке госхолдинга, составит 15% ежегодно. Как заявляют в компании, такое решение "не приведет к увеличению выручки распределительных организаций, а позволит лишь справедливо перераспределить финансовую нагрузку на потребителей, которые в настоящий момент времени не участвуют в субсидировании населения".
     
     Минэнерго, как следует из письма в правительство от 10 июня, придерживается прежних поручений вице-премьера о более консервативном росте тарифа ФСК - на 50% за семь лет (по 7-9% ежегодно). Это позволит перераспределить на прямых потребителей ФСК нагрузку в размере около 22 млрд руб. до 2025 года. В этом сценарии котловые тарифы распредсетей снизятся на 2,5% к 2025 году (2,229 руб. за 1 кВт·ч), а тариф для прямых потребителей ФСК достигнет 0,738 руб. за 1 кВт·ч. В некоторых регионах снижение будет более существенным: в Белгородской области - на 11,2%, в Красноярском крае - на 19,1%. Министерство уже подготовило соответствующий законопроект, но государственно-правовое управление (ГПУ) президента вернуло его с замечаниями. По предложению Минэнерго все новые потребители магистральных сетей с 2023 года будут платить по единым котловым тарифам, старые - по тарифу ФСК, но с учетом его дифференциации.
     
      Глава ФАС Игорь Артемьев (письмо от 28 марта есть у "Ъ") считает, что идея приведет к уходу потребителей на собственную генерацию, что еще больше сократит объемы полезного отпуска и усугубит проблему перекрестного субсидирования. Выход господин Артемьев видит в повышении эффективности дочерних компаний "Россетей" - загрузке мощностей, исполнении инвестпрограмм, сокращении потерь в сетях. Замглавы ФАС Виталий Королев пояснил "Ъ", что служба "считает категорически неприемлемым резкий рост тарифов для любых категорий потребителей".
     

     В ФСК от комментариев отказались. В Минэкономики полагают, что перераспределение субсидии не приведет к ее снижению и нарушит принципы долгосрочной тарифной политики. "Для потребителей ФСК эффектом станет снижение их рентабельности, положительный эффект для потребителей распредсетей не определен", - говорят в ведомстве. Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев прогнозирует, что условия для энергоемкой промышленности серьезно ухудшатся, а средний и малый бизнес снижения тарифов не увидит, "поскольку сети дозаявят на это снижение свою накопленную недополученную выручку прошлых периодов".
     
     Привязка потребителей ФСК к котловому тарифу мешает созданию рынка, в котором затраты возмещаются тем и там, у кого и где они возникают, считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. "Это сама по себе нерыночная конструкция, базирующаяся на перекрестном субсидировании", - отмечает эксперт. Алексей Жихарев из Vygon Consulting полагает, что введение дифференциации тарифа ФСК снизит региональные тарифы и облегчит жизнь малому и среднему бизнесу, но надолго отложит решение проблемы необоснованно низких тарифов для населения.
     
      
     Источник:
     http://www.kommersant.ru